Образцы разбора

Цель этого вида лингвистического анализа слова состоит в выявлении  звукового состава последнего. При этом необходимо:

– определить количество слогов;

– установить качественно-количественное  соотношение между    буквами и звуками в слове;

– охарактеризовать каждый звук.

 

Слог – минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. Количество слогов в слове определяется числом гласных звуков, т.к. именно гласный – вершина слога: ооод-ние-ство.

Ударение – это выделение с помощью фонетических средств одного из слогов слова. Ударный слог произносится длиннее, сильнее и  отчетливее остальных. Словесное ударение – обязательный признак слова. Однако существует ряд слов, которые примыкают к другим словам и не несут на себе самостоятельного ударения (частицы, предлоги и некоторые др.).

Поскольку ударение определяет фонетическое слово, в отдельных случаях его границы могут не совпадать с морфологическим словом, например, перед экзаменом, мне больно, ранен был (два морфологических слова составляют одно фонетическое).

Ударение в слове одно, однако, если слово длинное, может  появиться побочное ударение: электростанция.

Русское письмо не является звуковым, в силу этого в русском языке  существуют определенные буквенно-звуковые соотношения. К наиболее частотным и обычно вызывающим затруднение при написании транскрипции слова, или его звукового состава, относятся следующие:

  • буква обозначает несколько звуков (е, ё, ю, я  начале слова, после гласного, после разделительных Ь и Ъ): юла – [йула]. В отдельных случаях после Ь два звука может обозначать и гласная и: ручьи –  [ручйи];
  • несколько букв обозначают один звук (сч, жч, зч = [щ]; дс, тьс, тс = [ц]): возчик – [вощик], детский – [д’эцк’ий].

В русском языке, так же как и во многих других, два типа звуков: гласные и согласные. В зависимости от характера слога, в котором они  находятся, гласные звуки – а их шесть: [а, о, э, у, ы, и] – делятся на ударные и безударные. Все гласные могут находиться в ударном и безударном положении, но безударный гласный о встречается лишь в отдельных заимствованных словах: радио – [рад’ио].Согласные звуки (их 36) характеризуются по твердости/мягкости и звонкости/глухости.

30 согласных образуют пары по твердости/мягкости: [б – б’, в – в’, г – г’, д – д’, з – з’, к – к’, ,л – л’ ,м – м’, н – н’, п – п’, р – р’, с – с’, т – т’, ф – ф’, х – х’].

Всегда твердыми, или твердыми непарными, являются [ж, ш, ц], а всегда мягкими, или мягкими  непарными, – [й, ч, щ].

Всегда звонкими, или звонкими непарными, являются [й, л, м, н, р], а всегда глухими, или глухими непарными, – [х, ц, ч, щ].

Следует учитывать и тот факт, что в потоке речи звуки оказывают влияние друг на друга. Сравните, например, произношение предлога к в положении перед глухим и звонким (к тебе – [кт’эб’э], к дому –   [гдому]), начальную и в изолированном употреблении и при наличии предлога (идеал – [ид’эал], в идеале – [выд’эал’э]).

В некоторых случаях допускается несколько вариантов произношения того или иного слова: мясной — [м’исной] и [м’эсной], (о) терпении – [т’эрп’эн’ии], [т’эрп’эн’ийэ], [т’ирп’эн’ии] и [т’ирп’энийэ], цепочка – [цэпочка] и [цыпочка].


Схема фонетического разбора слова (по школьной традиции).

1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове,

укажите ударный слог.

3. Запишите фонетическую

транскрипцию слова.

4. Охарактеризуйте звуки сло­ва. Гласные: ударные — без­ударные, какой буквой обозна­чены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные),

звонкие, глухие (парные, не­

парные), какой буквой обозна­чены.

5 Укажите количество звуков и букв.


Образец разбора

отбелить

о-тбе-лить 3 слога

3-ий слог является ударным [адб’ил’йт’]

[а] — гласный, безударный; обозначен буквой «о»;

[д] — согласный, твёрдый, парный (пара [д’]); звонкий, парный (пара [т]); обозна­чен буквой «т»;

[б’] — согласный, мягкий, парный (пара [б]); звонкий, парный (пара [п’]);обозначен буквой «б»;

[и] — гласный, безударный; обозначен буквой «е»;

[л’] — согласный, мягкий, парный (пара [л]); звонкий, непарный (пара [-]); обозна­чен буквой «л»;

[и] — гласный, ударный; обо­значен буквой «и»;

] — согласный, мягкий, парный (пара [т]); глухой, парный (пара [д’]); обозна­чен буквами «т», «ь».

7 звуков, 8 букв

 

Поиск

Ссылки

Министерство образования и науки РФ

Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ

Министерство образования и науки РТ

Проводит государственную политику в области образования, науки и инноваций, управляет системой образования и науки Республики Татарстан, а также координирует деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти в случаях, установленных законодательством.
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» (ФГБНУ «ФИПИ») занимается исследованиями в области оценки качества образования. Учредителем института является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ

Учительская газета

Независимое педагогическое издание "Учительская газета".
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ

Казанский образовательный портал

Информационно-методический отдел Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования города Казани является структурным подразделением Управления образования Исполнительного комитета г.Казани и подчиняется начальнику Управления.
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ