Из опыта работы

Из опыта работы

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения»

Советского района г. Казань

 

 Образование – это то, что остается

 после того, как забывается все

 выученное в школе.

 

Альберт Эйнштейн

   Что должно остаться после? Оценивая человека, мы говорим: «В нем есть основа, некий стержень»-,понимая под  этим духовно-нравственное начало (надежный, порядочный), самодостаточность (уверенный в себе, естественный и свободный,самокритичный, с философским взглядом на жизнь), ответственность. Все эти качества зависят от широты  мировоззрения человека, от его ментальности.

   В этой связи потенциал  уроков  литературы сложно переоценить.

   И государственная политика, направленная на повышение качества образования в целом, в первую очередь обратила внимание на понижение грамотности и читательского интереса подрастающего поколения. Так, в ВУЗы было предложено ввести занятия по русскому языку, а 2015 год был объявлен Годом литературы.

   Но если спросить современного ученика, чем он любит заниматься, в лучшем случае чтение будет на последнем месте, а то и вовсе будет отсутствовать в перечне любимых дел.

    Вопрос остается открытым:  как вызвать интерес к изучению литературы?

   Я считаю, что следует активизировать субъектный потенциал ученика. Каким образом? Через формирование его  ценностных ориентиров.

Моя методическая тема: «Формирование ценностно-смысловых компетенций ученика в процессе изучения русского языка и литературы».

   Представленный опыт является результатом практик,реализуемых в нашем лицее в сотрудничестве с научным руководителем (Маликов Рустам Шайдуллович), поисков и ответов на вопросы, которые возникают в процессе внедрения ФГОС, и собственных размышлений над работами педагогов, методистов.

   Ценностно-смысловые компетенции -это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

   Ценностно-смысловая компетентность является одной из ключевых компетенций. Нами за основу классификации ключевых компетенций взят подход А.В. Хуторского, который выделяет следующие виды: Ценностно-смысловая. Общекультурная. Учебно-познавательная. Информационная. Коммуникативная. Социально – трудовая. Личностного самосовершенствования.

 

   Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме.

Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:

·         формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;

·         владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

·         осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

   Особенностью моего педагогического опыта является акцент на нравственную составляющую уроков литературы.

   Свою педагогическую деятельность я начала после второго курса. Мне пришлось сразу преподавать в старших классах.  Готовиться к урокам приходилось очень тщательно. Но уровень домашней подготовки учащихся  оставлял желать лучшего. И тогда я стала искать в произведениях то, что должно было быть интересным для моих учеников, стала  привлекать их внимание к деталям, проводить аналогию с их жизненным опытом. И процесс пошел! Уроки стали проходить эмоционально, мы то смеялись, а то на уроке стояла тишина, и у  эпизоды, на которые я их нацеливала, потому что участвовать в обсуждении хотелось всем.

   Позже, когда я узнала о технологии педагога-новатора Ильина,мне стала  очень близка его система, я будто обрела мудрого единомышленника, который подсказал интересные формы и методы работы. Ильин создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому учащемуся  состояться Человеком. Он своим опытом доказал возможность и целесообразность построения учебного процесса на принципе обучающего воспитания

   Отказавшись от пассивных методов обучения («Запоминай так, как сказано в учебнике!»), он разнообразными приемами побуждает учащихся к активному поиску «своей истины». «В какой мере работа ума становится трудом души -— вот критерий урока литературы»,-утверждает Ильин.

   Я с ним полностью согласна. Но чтоб душа ребенка работала на уроке, чтоб была атмосфера творчества, необходимо погружение в учебный материал. Чтоб привлечь внимание к тексту, обращаю внимание на детали.  Оставляю вопрос открытым в конце урока. Так, к примеру, при изучении повести Н.В.Гоголя «Татарс Бульба», анализируя  на уроке героический образ личности Тараса, отмечая его смелость, силу, заканчивая урок, спрашиваю: «Ребята, как же получилось так, что такого опытного, смелого атамана взяли в плен? Он уронил маленькую вещь и вернулся за ней. Почему же он ее не оставил?» Дети любопытные по своей природе, и ищут ответ и читают даже те, кто не любит читать.

   Когда   рассматриваешь  преподавание литературы как предмета, формирующего человека,  важно бывает  идти к ребёнку не только с темой урока, но и со жгучей проблемой, злободневной, личностно значимой для учащегося. Разнообразными приёмами  я стараюсь мотивировать  учащихся на  активный  поиск «своей» истины, собственных взглядов и оценок обсуждаемых проблем. Привлекаю цитаты, эпизоды, черту характера героя, отдельный поступок, переношу ситуацию в наши дни, пытаемся проанализировать с позиции сегодняшнего дня, провести аналогии. К примеру, при изучении произведения  М.Булгакова «Собачье сердце», останавливаюсь на словах профессора Преображенского «Доживите до старости с чистыми руками». Спрашиваю, можно ли так прожить? Что «пачкает» наши руки?

   Тщательно продумываю вопросы, которые вводят учащихся в проблему. Они должны быть злободневны и личностно значимы для учащихся. Поиск ответа на поставленный вопрос должен проходить в режиме диалога, в котором принимают участие преподаватель, учащиеся и автор произведения. Вот эта цепочка «деталь – вопрос – проблема» создаёт проблемные ситуации, обсуждение которых делает урок литературы современным, развивающим лучшие качества личности, будит потребность учащихся в самообразовании и самовоспитании.

   Ответ на поставленный вопрос-проблему, ее разрешение в форме коллективного поиска, коллективного раскрепощенного обсуждения, групповой работы, дискуссии, когда каждый ученик может высказать свое мнение, может задать любой вопрос. Здесь очень важно научить детей  уметь слушать и слышать друг друга, уважать  мнение товарищей, быть толерантным.

   Для привлечения к работе всех учащихся  широко использую в организации и проведении учебного процесса принцип ролевого участия школьников.  Чаще это групповая работа. Каждый ученик берет на себя ту часть работы, с которой он справится лучше других (кто-то читает выразительно стихи, кто-то рисует). Выявляются таланты детей. И начинают говорить на уроке все, дети не боятся, что скажут неправильно.  Защищая свою часть работы, они подбирают убедительные аргументы, потому что все сделали сами.

   Очень эффективными считаю для создания целостной картины мира  использование  метапредметных связей. Активно привлекаю материал из области истории, обществознания, МХК. Использую их на любом этапе урока. Как методику использую  метод графического рисунка произведения. Особенно эта методика помогает, когда идея стихотворения скрыта символами, образами. Так, при изучении в 5 классе стихотворения Бальмонта «Золотая рыбка», дети легко проанализировали стихотворение, когда его нарисовали.

   Велико значение общения учителя с учащимися в учебно-воспитательной работе, считает Е. Н. Ильин. Знание через общение и общение через знание. И поэтому я стараюсь создать благоприятный психологический климат на уроке. Необходимо строить новый тип отношений учителя с учеником, в основе которого — «доброжелательность, мудрая простота, взаимный контакт и интерес».  Это стало актуальным особенно в связи с переходом на новые образовательные стандарты, так как изменилась роль учителя на уроке. Он не  несет готовые знания, он  ведет учеников к открытиям.    

    Важно развивать рефлексивные умения учащихся. Есть разные приёмы для их формирования и развития. Например, на уроках-семинарах, уроках-конференциях, уроках-диспутах на этапе подведения итогов использую карту самооценки, в которой каждый учащийся оценивает себя по нескольким критериям: выполнение домашней работы, участие в обсуждении, заполнении таблицы (составлении схемы, опоры т.п.), задавание вопросов выступающим, выступление перед группой и т.д.

    Вывожу на экран рефлексивные фразы, и учащиеся выбирают фразы и заканчивают их. Например:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я смог…

Меня удивило…

Мне захотелось…

                           /

   Приёмы рефлексии активизируют развитие мышления, приучают к аргументации, учат принимать решения. В целом учащиеся критически осмысливат  выполненную деятельность.

 

   Эффективным средством развития ценностно-смысловой компетентности выступает проектная деятельность. Например, у обучающихся 5 классов значительный интерес вызвал такой проект как «Старая сказка на новый лад». Мы готовили инсценирование басни И.А.Крылова  «Свинья под дубом» в японском стиле. Дети писали сценарий, готовили декорации, костюмы, в процесс вовлеклись родители. Мы выиграли в городском конкурсе.

 

   В качестве приёмов, стимулирующих оценочную и ценностную деятельность обучающихся, на занятиях по литературе  использовались: «диалог личностей» - позволяет сопоставить систему ценностей нескольких личностей, понять и принять ценности другого человека. Данный приём реализуется через следующие механизмы: идентификация, «примеривание» и «перевоплощение». Например, идентификация подразумевает постановку себя на место другого человека (например, героя литературного произведения или автора), что предусматривает погружение индивидом себя в пространство и обстоятельства другого человека.

 

   Для того чтобы вопросы-проблемы, их обсуждение и разрешение служило действенным средством нравственного воспитания, я  изучаю  своих учеников, изучаю каждого и класс в целом. С целью оценки эффективности работы по развитию ценностно-смысловой компетентности обучающихся  были проведены констатирующий (сентябрь 2012) и контрольный (май 2015) срезы, позволяющие замерить исходный и конечный уровень развития компетентности. Для оценки уровня сформированности ценностно-смысловой компетентности были  отобрали следующие методы: творческие сочинения с целью оценивания инструментально-операционального компонента; методики «Ориентационная анкета» Б. Баса, «Самоактуализационный тест», «Опросник уровня субъективного контроля» Е.Ф. Бажина и Е.А. Голынкиной – для оценки мотивационного и когнитивного компонентов; специальные контрольно-диагностические работы для анализа когнитивного компонента. Когнитивный компонент - это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике в ценностно-смысловой компетентности. Положительная динамика прослеживается и по таким показателям, как освоение историко-ценностных знаний, овладение способами деятельности по оценке явлений окружающей действительности, рефлексии собственных действий, поступков и системы ценностей. На основе проведённой работы и полученных данных,  были внесены коррективы в методику развития ценностно-смысловой компетентности, в частности: учёт индивидуальных особенностей личности; разработка системы специальных познавательных задач.

 

   Я раскрыла приемы, способствующие развитию ценностно-смысловых компетенций на учебных  занятиях Я постаралась представить что и как я делаю на уроке. Остается вопрос зачем? Зачем это мне, учителю, и ученику.

   Это превращает учебный процесс в увлекательное путешествие. Осознавая свой успех, они испытывают интеллектуальный азарт, у них возрастает мотивация к учению и интерес к предмету. Снижается уровень тревожности на уроке, меняется стиль общения учителя и ученика.

Что представленный опыт дает мне, учителю? Позволяет проанализировать  используемые  методики, их эффективность, а также  выявление проблем, поиск новых решений и идей.       Опыт вызывает интерес со стороны коллег, о чем свидетельствуют  следующие цифры:  за три года проведено  7 открытых уроков, 5 мастер-классов, 6 выступлений на различных семинарах, конференциях районного, муниципального, республиканского, международного уровней.

   Моим ученикам нравится участвовать в различных творческих конкурсах, олимпиадах, они смело высказывают свою точку зрения.

И хотя мой педагогический стаж составляет 23 года, я люблю учиться, с удовольствием воспринимаю все новое, люблю коллектив, в котором работаю, люблю детей, мне всегда с ними интересно, такое бывает только  тогда, когда всю жизнь занимаешься любимым делом.

 

 

 

 



 

 

Поиск

Ссылки

Министерство образования и науки РФ

Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ

Министерство образования и науки РТ

Проводит государственную политику в области образования, науки и инноваций, управляет системой образования и науки Республики Татарстан, а также координирует деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти в случаях, установленных законодательством.
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» (ФГБНУ «ФИПИ») занимается исследованиями в области оценки качества образования. Учредителем института является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ

Учительская газета

Независимое педагогическое издание "Учительская газета".
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ

Казанский образовательный портал

Информационно-методический отдел Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования города Казани является структурным подразделением Управления образования Исполнительного комитета г.Казани и подчиняется начальнику Управления.
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ